Редко кто из людей, узнав, что мы обучаем детей дома, относится к этому с пониманием.
Подавляющее большинство воспринимает
отрицательно. Причем, согласившись с тем, что качество знаний при такой
форме обучения будет значительно выше, чем при обучении в школе,
следует стандартная фраза типа «вы думали, как ребенок, находящийся в
изоляции, сможет дальше жить в обществе?» или «а как ваши дети живут без
общения со сверстниками?»
Оправдано подобное рассуждение со стороны обывателя, но когда такое мнение высказывают педагоги или психологи, то это дисквалифицирует их как профессионалов.
Оправдано подобное рассуждение со стороны обывателя, но когда такое мнение высказывают педагоги или психологи, то это дисквалифицирует их как профессионалов.
Я определила для себя три основные
функции, которые, с моей точки зрения, должна выполнять современная
общеобразовательная школа и оценила возможность выполнения этих функций в
семье. Получилось вот что.
Во-первых, ученик школы должен овладеть универсальными учебными навыками.
Другими словами, задача школы — научить учиться. Мир сегодня быстро меняется и надо
быть способным к самореализации в нем. В связи с этим, к личности
выдвигаются вполне определенные требования. Поэтому, ребенок должен быть
ориентирован не на получение правильного ответа или готовых знаний, а
на понимание того, каким образом этот ответ получен, т.е. на сам процесс
поисковой активности и формирование навыков, необходимых для этого.
Уверена, что лишь при творческом, не стереотипном стиле мышления это возможно.
Всем известно, что в современной
школе учитель ключевая фигура образовательного процесса и источник
знаний, а в основу обучения заложен репродуктивный принцип: учитель
сказал как правильно — ученик запомнил и повторил. Тогда, как при
семейной форме возможно так организовать обучение, когда знания
добываются самими детьми. Условно говоря, изучение параграфа начинается
не с названия темы, а с вопросов в конце параграфа, после чего ищутся
ответы на эти самые вопросы.
Во-вторых, ученик в школе реализует коммуникативную функцию.
Общение может быть, либо по интересам —
это дружба, либо вынужденным. Что касается первого, это всегда роскошь.
Никто не поспорит с тем, что количество контактов не определяет их
качество. Что можно сказать в отношении вынужденного общения? Оно может
быть не всегда приятным, а иногда даже деструктивным с точки зрения как
психического, так и физического здоровья ребенка. Находясь в рамках
каждодневного формата школьного обучения, ребенок тем самым может быть
чрезмерно зависим от мнения одноклассников, что часто ведет к
интеллектуальной, духовной и социальной деградации.
Ребенок, обучающийся дома ни в коем
случае не лишен общения с другими детьми. В свободное время дети
общаются с друзьями, как и обычные школьники. Кроме того, за счет
планирования личного времени и учебного нагрузки у наших детей
появляется возможность посещения дополнительных занятий, где так же
удовлетворяется потребность в общении. Как пример, в прошлом учебном
году наши старшие посещали театральную и изостудию, плавание, воскресную
школу, дочь занималась вокалом, хореографией, сын — футболом и
шахматами. Кроме того, летом у них большой теннис, а дочь еще и
сплавляется на катамаранах по горным речкам с Краевым центром туризма,
краеведения и спорта.
Еще один момент, связанный с
коммуникативной функцией, это коллективное взаимодействие, т. е. умение
сотрудничать. Опять же, в современной школе не ведется целенаправленная
работа по формированию этих навыков. Все согласятся с тем, что знания
приобретаются детьми индивидуально, просто в присутствии других
учеников. При семейном обучении навыки сотрудничества можно приобрести,
в том случае, если ребенок воспитывается в многодетной семье, либо
через дополнительное образование (кружки, секции, клубы, где эта работа
целенаправленно ведется, например театральная студия, туристический
центр).
И в третьих, «всеми любимая» социализация ребенка.
Для тех, кто не знает, школа — не
единственный институт через который проходит социализация человека.
Нормы социальной жизни в первую очередь закладываются в семье. И, в
большей степени в семье многодетной, если, конечно иерархическая
вертикаль выстроена правильно. В отношении распределения обязанностей,
каждый знает, кого слушаться и за что отвечать. Разный возраст детей —
разный опыт общения. В разновозрастной группе — все время идет передача
опыта, в отличии от одновозрастной группы, где интересы примерно
одинаковые.
Кроме того, мы не находимся в информационном вакууме, что так же влияет на процесс социализации детей.
Наши дети получают здоровую жизненную
позицию, более высокий уровень знаний (без пробелов), учатся
самодисциплине, развиваются в собственном темпе, у них формируется
серьезное, ответственное отношение к учебе, умение свободно излагать
свои мысли, приобретается опыт сдачи экзаменов.
При семейном обучении отсутствуют перегрузки и сохраняется здоровье. Сама
организация обучения в семье принципиально отличается от традиционной
школьной системы, это просто другой уровень возможностей. Согласитесь,
что для здорового ребенка, не инвалида (т.е. лица с ограниченными
возможностями) естественно познавать мир активно, да даже и взрослому
человеку сложно просидеть в малоподвижной позе столько времени, сколько
вынуждены сидеть школьники.
Комментариев нет:
Отправить комментарий