Страницы

пятница, 14 декабря 2012 г.

Почему семейное обучение?

Редко кто из людей, узнав, что мы обучаем детей дома, относится к этому с пониманием.
Подавляющее большинство воспринимает отрицательно. Причем,  согласившись с тем, что качество знаний при такой форме обучения будет значительно выше, чем при обучении в школе, следует стандартная фраза типа «вы думали, как ребенок, находящийся в изоляции, сможет дальше жить в обществе?» или «а как ваши дети живут без общения со сверстниками?»
Оправдано подобное рассуждение со стороны обывателя, но когда такое мнение высказывают педагоги или психологи, то это дисквалифицирует их как профессионалов.
 Я определила для себя три основные функции, которые, с моей точки зрения, должна выполнять современная общеобразовательная школа и оценила возможность выполнения этих функций в семье. Получилось вот что.
 Во-первых, ученик школы должен овладеть универсальными учебными навыками.
 Другими словами,  задача школы — научить учиться. Мир сегодня быстро меняется и надо быть способным к самореализации в нем. В связи с этим, к личности выдвигаются вполне определенные требования. Поэтому, ребенок должен быть ориентирован не на получение правильного ответа или готовых знаний, а на понимание того, каким образом этот ответ получен, т.е. на сам процесс поисковой активности и формирование навыков, необходимых для этого. Уверена, что лишь при творческом, не стереотипном стиле мышления это возможно.
 Всем известно, что в современной школе учитель ключевая фигура образовательного процесса и источник знаний, а в основу обучения заложен репродуктивный  принцип: учитель сказал как правильно — ученик запомнил и повторил. Тогда, как  при семейной форме возможно так организовать обучение, когда знания добываются самими детьми. Условно говоря, изучение параграфа начинается не с названия темы, а с вопросов в конце параграфа, после чего ищутся ответы на эти самые вопросы.
 Во-вторых, ученик в школе реализует коммуникативную функцию.
Общение может быть, либо по интересам — это дружба, либо вынужденным. Что касается первого, это всегда роскошь. Никто не поспорит с тем, что количество контактов не определяет их качество. Что можно сказать в отношении вынужденного общения? Оно может быть не всегда приятным, а иногда даже деструктивным с точки зрения как психического, так и физического здоровья ребенка. Находясь в рамках каждодневного формата школьного обучения, ребенок тем самым может быть чрезмерно зависим от мнения одноклассников, что часто ведет к интеллектуальной, духовной и социальной деградации.
Ребенок, обучающийся дома ни в коем случае не лишен общения с другими детьми. В свободное время дети общаются с друзьями, как и обычные школьники. Кроме того, за счет планирования личного времени и учебного нагрузки у наших детей появляется возможность посещения дополнительных занятий, где так же удовлетворяется потребность в общении. Как пример, в прошлом учебном году наши старшие посещали театральную и изостудию, плавание, воскресную школу, дочь занималась вокалом, хореографией, сын — футболом и шахматами. Кроме того, летом у них большой теннис, а дочь еще и сплавляется на катамаранах по горным речкам с Краевым центром туризма, краеведения и спорта.
Еще один момент, связанный с коммуникативной функцией, это коллективное взаимодействие, т. е. умение сотрудничать. Опять же, в современной школе не ведется целенаправленная работа по формированию этих навыков. Все согласятся с тем, что знания приобретаются детьми индивидуально, просто в присутствии других учеников. При семейном обучении навыки сотрудничества можно приобрести,  в том случае, если ребенок воспитывается в многодетной семье, либо через дополнительное образование (кружки, секции, клубы, где эта работа целенаправленно ведется, например театральная студия, туристический центр).
И в третьих, «всеми любимая» социализация ребенка.
Для тех, кто не знает, школа — не единственный институт через который проходит социализация человека. Нормы социальной жизни в первую очередь закладываются в семье. И, в большей степени в семье многодетной, если, конечно иерархическая вертикаль выстроена правильно. В отношении распределения обязанностей, каждый знает, кого слушаться и за что отвечать. Разный возраст детей — разный опыт общения. В разновозрастной группе — все время идет передача опыта, в отличии от одновозрастной группы, где интересы примерно одинаковые.
Кроме того, мы не находимся в информационном вакууме, что так же влияет на процесс социализации детей.
Наши дети получают здоровую жизненную позицию, более высокий уровень знаний (без пробелов), учатся самодисциплине, развиваются в собственном темпе, у них формируется серьезное, ответственное отношение к учебе, умение свободно излагать свои мысли, приобретается опыт сдачи экзаменов.
При семейном обучении отсутствуют перегрузки и сохраняется здоровье. Сама организация обучения в семье принципиально отличается от традиционной школьной системы, это просто другой уровень возможностей. Согласитесь, что для здорового ребенка, не инвалида (т.е. лица с ограниченными возможностями) естественно познавать мир активно, да даже и взрослому человеку сложно просидеть в малоподвижной позе столько времени, сколько вынуждены сидеть школьники.

Комментариев нет:

Отправить комментарий